Уроки

Опубликовано: 30.06.2016

 Интерактивные упражнения на уроках литературы

 

Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость

Д.С.Лихачев

 

«Мозговой штурм»

Это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, который побуждает участников проявлять своё внимание и творчество, который достигается путём свободного высказывания мыслей всех участников и помогает находить несколько решений по конкретной теме.

Учитель на уроке называет тему дискуссии и приглашает взять участие в её обсуждении путём «штурма», который организовывается по следующему плану: все участники «штурма» выдвигают идеи относительно решения выдвинутой проблемы (идеи могут быть разными). Ученик записывает на доске все идеи, которые предлагаются. Количество идей определяет каждая группа самостоятельно. После того, как все идеи собраны, они группируются, анализируются, развиваются группой. Выбираются те, которые, по мнению группы, помогут решить поставленную проблему.

Правила поведения во время проведения «мозгового штурма»

  • Запрещена критика выдвинутых идей
  • Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
  • Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи
  • Наличие ролей
  • В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
  • Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
  • Активное взаимодействие всех участников
  • Применение системы оценки, стимулирование

 

Метод «Микрофон»

Даёт возможность сказать каждому что-то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или высказывая своё мнение. Правила поведения следующие:

  • говорить может только тот, у кого символический микрофон, ответы не комментируются и не оцениваются
  • когда кто-то высказывается, другие не могут говорить или выкрикивать с места

 

Работа в группах

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.

Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

Организация работы в группах

  • Выбор независимых экспертов
  • Деление класса на группы
  • Распределение ролей в группах (руководитель, секретарь, исследователи)

Работа в группах:

  • выдвижение гипотез
  • приведение аргументов и их обоснование
  • Оценка выступлений экспертами
  • Рефлексия

 

Метод «Обучая, учусь»

Этот метод даёт возможность взять участие в обучении и передаче своих знаний другим.

Организация работы.

Учащимся раздаются листы с конкретной информацией. Они должны ознакомиться с её содержанием и передать одному из учащихся класса, при этом получить такую же информацию от другого ученика. Если учащимся что-то непонятно, они получают информацию от учителя. После общения учащихся в парах представитель от каждой группы сообщает классу то, о чём узнали учащиеся во время общения.

Этот метод помогает проводить дискуссию по спорной теме. Даёт возможность высказаться каждому, продемонстрировать разные мнения, отстоять свою позицию в любое время.

Порядок проведения.

  • Учитель называет тему и предлагает высказать своё мнение по исследуемой теме
  • Ученику надо встать возле того плаката, содержание которого совпадает с его точкой зрения
  • Ученик готовится отстаивать свою позицию, почему выбрал именно её
  • Если во время обсуждения спорного вопроса учащийся изменил свою точку зрения, он может перейти к другому плакату и объяснить причину своего перехода, а также назвать наиболее убедительную точку зрения или аргумент противоположной стороны

 

Проектная деятельность

Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени. Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

Этапы работы над проектом

  • Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)
  • Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)
  • Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)
  • Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

 

Критерії оцінювання знань з літератури

Пам'ятки для учнів

Просмотров: 360
Яндекс.Метрика